Корзина
14 отзывов
Троса для подъемников только 31.06.2017 за 3300 руб.Заказать
+7 927 467 27 22
Мотор-тестеры и автомобильные осциллографы - возможности, типы, параметры и выбор.
Контакты
ООО «АВАНГАРД» ТД
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7855244-52-87
+7900321-09-00
+7999169-69-28
+7927467-27-22
Мадьянов Артур Юрьевич
РоссияРеспублика ТатарстанНабережные Челныпр. Мусы Джалиля, 79 А,офис 213423800
Карта

Мотор-тестеры и автомобильные осциллографы - возможности, типы, параметры и выбор.

Что такое мотор-тестер и осциллограф - назначение и отличия от других классов оборудования и между собой.

 

Автомобильный осциллограф (automotive scope) - прибор, предназначенный для визуального наблюдения процессов, происходящих в электрических цепях автомобилей, включая высоковольтную систему.

    Мотор-тестер (motor-tester) - прибор, предназначенный для диагностики систем автомобиля, включающий в себя, как основу, функции автомобильного осциллографа и функции выполнения специальных тестов. Мотор-тестеры также иногда называют анализаторами двигателя (Engine Analyser).

    Основное отличие мотор-тестера от автомобильного осциллографа заключается в наличии предусмотренных программным обеспечением и конструкцией специальных тестов, позволяющих автоматизировано осуществлять специфические диагностические операции (тест «Баланс мощности», тест «Относительная компрессия» и пр.).

    Помня о различиях между мотор-тестером и осциллографом, далее мы будем использовать в основном термин мотор-тестер (при этом большая часть сказанного будет применима и к автомобильным осциллографам).

Основные отличия мотор-тестера от сканера:

  • при работе со сканером, сканер подключается только к диагностической колодке и диагност получает диагностическую информацию только от электронного блока управления;
  • при работе с мотор-тестером диагност подключается непосредственно к проверяемой электрической цепи (контактным или бесконтактным способом).
  • сканер жестко применим только для тех автомобилей, для которых он предназначен (протоколы обмена которых он поддерживает);
  • мотор-тестер в общем случае применим к любым автомобилям (однако существуют ограничения связанные, например, с особенностями устройства систем зажигания на некоторых автомобилях).

    Надо понимать, что мотор-тестер и сканер - являются лишь частично и условно взаимозаменяемыми приборами. Для полноценной работы одного сканера недостаточно - мотор-тестер также всегда должен быть под рукой для осуществления диагностических операций, не поддерживающихся на данном автомобиле имеющимся сканером. Например, с помощью сканерной диагностики (даже на современных автомобилях) весьма ограничены возможности по диагностике системы зажигания и (косвенной) диагностике механической части двигателя. Так же с помощью мотор-тестера можно проверить данные, получаемые с помощью сканера.

    Если средства на приобретение диагностического комплекта на первом этапе работы жестко ограничены, то начинать работу стоит все-таки со сканером (а уже позже приобрести мотор-тестер). Однако, еще раз напомним, что полноценно работать, имея лишь один из этих приборов, нельзя.

    Полезно также привести определение диагностического комплекса - это основные диагностические приборы - сканер, мотор-тестер и газоанализатор, объединенные или соединенные как аппаратно, так и программно (информационно).

    Сразу оговоримся - в данной статье рассматриваются приборы, предназначенные, прежде всего, для диагностики бензиновых (как карбюраторных, так и инжекторных) автомобилей. Диагностика дизельных двигателей - тема отдельного обсуждения. Хотя некоторые из рассматриваемых приборов, имеют и определенные функции для работы с дизелями (МотоДок-IIМОДИС-М).

    Также отметим, что, несмотря на название «МОТОР-тестер», - мотор-тестеры и осциллографы применяются не только при диагностике системы управления двигателем, но и при диагностике любых других электронных систем управления - системы управления автоматической коробкой передач, антиблокировочной системы, климатической системы, системы управления подвеской и пр.

Итак, современные мотер-тестеры выполняют следующие функции:

 

  1. Универсальный автомобильный осциллограф (обязательно) - снятие и отображение осциллограмм. Этот режим используется, в частности, для проверки сигналов от датчиков электронных систем управления и проверки управляющих сигналов от электронных блоков управления к исполнительным устройствам;



  2.  
  3. Осциллограф зажигания (обязательно) - снятие и отображение осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания. Функциональность этого режима у конкретного прибора полностью зависит от того, какие системы зажигания он поддерживает. Поддержка той или иной системы заключается в поддержке со стороны программного обеспечения прибора и наличии датчиков, необходимых для снятия осциллограмм первичной и вторичный систем зажигания;



  4.  
  5. Специальные мотор-тестерные режимы (обязательно - это главное, что отличает мотор-тестер от автомобильного осциллографа). В частности это тесты - тест «Баланс мощности», тест «Эффективность цилиндров» («Неравномерность вращения»), тест «Относительная компрессия» и пр.



  6.  
  7. Измеритель и осциллограф неэлектрических величин (необязательно, но в последнее время становиться стандартом, тем более, что соответствующие датчики используются при проведении ряда специальных тестов - см. ниже) - температура (масла, охлаждающей жидкости), давление (давление в цилиндре, давление масла, давление топлива, давление наддува в турбированных системах, давление выхлопных газов и пр.), разрежение (во впускном коллекторе), детонация и пр. - могут измеряться при помощи специальных датчиков, преобразующих соответствующую физическую величину в напряжение;



  8.  
  9. Мультиметр (необязательно) - измерение различных электрических величин - напряжения, тока, сопротивления, частоты, скважности и пр.



  10.  
  11. Имитатор сигналов (необязательно, в современных мотор-тестерах встречается редко, но популярность его использования в диагностике растет).
Параметры мотор-тестеров и критерии выбора.

    Рассмотрим основные параметры мотор-тестеров, проанализировав которые можно выбрать подходящий для Ваших потребностей прибор:

    I. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИБОРА

    Исполнение прибора определяет его мобильность - возможность использовать прибор не только стоя за своим рабочим местом (диагностическим постом), но и «под подъемником», на выезде и даже в салоне диагностируемого автомобиля во время движения. Можно выделить пять возможных типов исполнения:

Тип исполнения Внешний вид Мобильность Размер экрана Модели
Портативный переносной прибор на базе палма. Полная Маленький или средний Carman Scan VGCarman Scan IUltrascan Plus, KES-200, Protek Seintech S2800, PDA 2100, HPS10
Стационарный, не совместимый с ПК Низкая - в пределах бокса Маленький или средний МТ-5, МОТ-240, М3-2
Стойка на базе ПК со встроенными платами мотор-тестера (консольный мотор-тестер) Низкая - в пределах бокса Большой Автомастер АМ1, КАД-400, DD-4000, Daspas-65, SUN SMP 4000
Внешний адаптер для ПК + программное обеспечение на базе ПК Со стационарным ПК - низкая
С ноутбуком - средняя
С планшетным ПК - полная
Большой МотоДок-IIОСА-М и МОДИС-МUSB Autoscope II (осциллограф Постоловского), МТ-4, МТ-10, Автоас-Профи-3, Pico Scope, CarTest-2000 lite
На базе планшетного ПК
(две разновидности - на базе совместимого и не совместимого с ПК)
Полная Большой Vetronix Mastertech MTS-5100 (не совместим с IBM PC), BOSCH FSA 450

Плюсами любых исполнений на базе ПК, совместимого с IBM PC, можно специально отметить:

  • наилучшие возможности сохранения учетной информации как по клиентам, так и по диагностическим операциям, результатам диагностики и пр. (некоторые из приборов имеют встроенные функции учета, где-то придется трудиться вручную - например, сохранять данные клиентов в отдельной базе данных, а диагностическую информацию «выуживать» из программы прибора с помощью Print Screen и т.п.);
  • возможность распечатки информации как для личного «бумажного» учета, так и для предоставления клиенту. При этом не возникает трудностей с совместимостью с любым имеющимся принтером;
  • возможность параллельно с прибором использовать существующие огромные по объему информационные базы данных с осциллограммами нормативных сигналов, электросхемами и пр.

    Рассуждать, какое из исполнений лучше не вполне корректно. Например, существует мнение, что консольные мотор-тестеры на базе стационарных компьютерных стоек (строго говоря, не все из них являются «консольными») всегда заведомо «мощнее» и «оснащеннее» - однако это не так. Выделим лишь основные тенденции использования мотор-тестеров в работе:

  • для работы в стационарных условиях полностью отказываются от стационарных автономных аппаратных приборов, не совместимых с IBM PC (типа МТ-5 или МОТ-240);
  • в последнее время также ощутимо снижается интерес к мотор-тестерам, исполненным в виде компьютерной стойки (Автомастер АМ1 и пр.). Это связано с тем, что такие приборы стали неконкурентоспособными по отношению к приборам, выполненным в виде внешнего адаптера для ПК - которые одновременно стоят, как правило, существенно дешевле, дают возможность мобильной работы и практически не уступают по функциям. Причем, внешний адаптер для ПК никогда не поздно дооснастить стойкой и превратить в стационарный диагностический пост, а вот превратить стационарный мотор-тестер в мобильный невозможно;
  • будущее - за гибкими наращиваемыми системами на базе планшетных ПК. Планшетный ПК дает возможность одинаково полноценно работать как в полностью мобильных условиях, так и в стационарных условиях в составе диагностической стойки или без нее;
  • пока планшетные ПК и мотор-тестеры на их базе достаточно дороги (обычный планшетный ПК без функций мотор-тестера не обходится дешевле 2000-3000 долл.), наиболее приемлемым вариантом является использование мотор-тестеров, выполненных в виде внешнего адаптера для ПК (стационарного или ноутбука - по желанию пользователя). Использование таких приборов также дает возможность как мобильной, так и стационарной работы. Правда надо признать, что, имея такой комплект, рекомендуется, но не обязательно, иметь на подхвате и какой-либо портативный осциллограф (можно «нижнего уровня» - например, S2800) для работы в стесненных условиях, проведения быстрых «экспресс-измерений», работы «под подъемником» и пр.

    II. ПАРАМЕТРЫ ОСЦИЛЛОГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МОТОР-ТЕСТЕРА - УНИВЕРСАЛЬНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ОСЦИЛЛОГРАФА И ОСЦИЛЛОГРАФА ЗАЖИГАНИЯ

    Число осциллографических каналов - определяет сколько сигналов мы сможем одновременно завести в прибор и просмотреть. Каналы подразделяются на:

  • универсальные осциллографические каналы - могут использоваться для снятия осциллограмм сигналов широкого круга датчиков, управляющих сигналов исполнительных механизмов и пр.;
  • каналы первичного напряжения - как правило, подключаются непосредственно к выводам первичной обмотки катушки (катушек) зажигания (если они доступны). Как правило, имеют предел измерения до 600-1000 В;
  • каналы вторичного напряжения - предназначены для подключения емкостных датчиков высокого напряжения, которые надеваются непосредственно на высоковольтные провода (если они доступны) или специальных датчиков для систем зажигания без высоковольтных проводов (COP). Как правило, имеют предел измерения до 50 кВ. Обратите внимание, что для даже если у прибора один канал вторичного напряжения - это не означает, что Вы можете смотреть осциллограмму зажигания только с одного цилиндра - как правило, опционально поставляются специальные кабели-сумматоры для одновременного просмотра осциллограмм с любого количества цилиндров;
  • каналы синхронизации - предназначены для подключения индуктивных датчиков синхронизации от высоковольтных сигналов и прочих источников синхросигналов (датчиков положения коленчатого вала и пр.).

    Один и тот же канал может выполнять и несколько функций. Общепризнанно, что у современного мотор-тестера должно быть как минимум два канала, не считая канала синхронизации (там, где он выделен в отдельный канал), а лучше четыре канала (большее количество требуется очень редко).

    Основными параметрами каждого канала являются: предел измерения (минимальное и максимальное значение напряжения, которое может быть подано на данный канал), частота дискретизации (как правило, относится и ко всем каналам), входное сопротивление (измерение напряжения производиться путем параллельного подключения к исследуемой цепи - поэтому, чем больше входное сопротивление измерительного канала, тем меньше сам измерительный прибор вносит изменений в работу исследуемой цепи - как правило, входное сопротивление составляет не менее 1 МОм).

    Частота дискретизации - этот параметр характеризует, сколько раз за единицу времени прибор проводит выборку (измерение и аналого-цифровое преобразование) сигнала. От этого параметра зависит насколько достоверно картинка, наблюдаемая на экране прибора, отражает реально происходящий в электрической цепи процесс. Наиболее критичен этот параметр при работе с цепями зажигания - так как именно в них происходят наиболее быстротекущие процессы (с существенным изменением амплитуды за короткий промежуток времени - например, пробой искрового промежутка). Недостаточность частоты дискретизации приводит, например, к тому, что не удается с приемлемой точностью зафиксировать один из важных параметров работы системы зажигания - напряжение пробоя - пик максимального напряжения оказывается «между» моментами выборки значения сигнала.

    При анализе характеристик приборов необходимо учитывать, что, как правило, несколько входных каналов обслуживает один аналого-цифровой преобразователь (АЦП) - следствием этого является то, что максимальная частота работы этого АЦП делиться на число задействованных каналов. При этом в проспектах, как правило, указывается именно эта максимальная частота.

    Возможности синхронизации. Процессы в электрических цепях автомобиля происходят непрерывно, однако многие из них имеют определенную периодичность и их сигнал «полезно», во-первых, посмотреть в привязке к периодическим процессам (работа определенного цилиндра и т.п.), во-вторых, сравнить осциллограмму в различных периодах (прежде всего, для оценки устойчивости).

    Для того, чтобы отображение осциллограммы шло не непрерывно, а начиналось с определенного момента, выбранного диагностом, служит механизм синхронизации. В качестве источника синхронизации (сигнала, по поведению которого определяется начало периода снятия осциллограммы) служит, например, сигнал во вторичной цепи зажигания первого цилиндра (при работе с классической системой зажигания), сигнал с датчика положения коленчатого вала и пр. Как правило, диагност может в зависимости от стоящих задач сам выбрать требуемый источник синхронизации.

    Для выявления нестабильности поведения сигнала от периода к периоду удобен сервисный режим послесвечения, когда осциллограмма, снятая в каждом последующем периоде отображается не на очищенном от старых данных поле, а поверх осциллограмм этого же сигнала в предыдущих периодах (при этом осциллограммы предыдущих параметров показываются с уменьшающейся яркостью).

    Возможности запоминания. Осциллографы делятся на запоминающие и незапоминающие. При снятии осциллограмм зачастую возникает необходимость запомнить просматриваемую осциллограмму (последовательность отображаемых кадров) для дальнейшего анализа - такая необходимость может возникнуть, когда интересующее диагноста возможное изменение осциллограммы носит либо слишком краткосрочный, либо непериодический (непредсказуемый характер), а также, когда требуется глубоко проанализировать осциллограмму, сравнить несколько осциллограмм и т.п.

    Незапоминающий осциллограф либо дает возможность наблюдать сигнал только в режиме реального времени, либо может заморозить, остановить только текущий кадр (режим HOLD). При этом возможность осциллографа запомнить несколько замороженных кадров не делает его запоминающим в общем смысле этого слова.

    Запоминающий осциллограф позволяет записывать снимаемую осциллограмму в память и позже просматривать для анализа. Также некоторые модели позволяют сохранять осциллограмму не только на время сеанса диагностики, но и долговременно сохранять осциллограммы - например, для создания библиотеки осциллограмм. Разные запоминающие осциллографы могут запомнить разное количество кадров (оговаривается технической документацией).

    Как правило, по этому параметру существенно выигрывают приборы на базе ПК - они обеспечивают максимально возможный объем записи, а также удобное хранение и каталогизацию осциллограмм, обмен осциллограммами.

    Наличие предустановленных режимов. В современных системах управления используются десятки датчиков и исполнительных устройств - часть из них имеют сигналы со схожими параметрами, часть отличаются. При работе с общелабораторным осциллографом, который «не знает» об особенностях автомобильной диагностики при работе с каждым датчиком, диагност вынужден перед просмотром каждого сигнала вручную перенастраивать основные параметры отображения осциллограмм - развертку по времени (горизонтальной оси), по напряжению (вертикальной оси), источник синхронизации и пр. Хорошие автомобильные осциллографы, как правило, имеют набор стандартных режимов диагностики с предустановленными настройками - диагносту достаточно выбрать лишь тип датчика или исполнительного механизма. Иногда выбор нужного режима сопровождается и выводом вида эталонной осциллограммы.

 

    Разрешение и размер экрана. Этот параметр прямо оказывает влияние на удобство восприятия информации. Рекомендуются следующие минимальные диагонали и разрешения экрана:

  • при работе с приборами не на базе ПК - диагональ экрана - не менее 11-12 см. (5-6'') и разрешение - не менее 250 на 320 точек;
  • при работе с ноутбуком или планшетным ПК - диагональ экрана - не менее 15'' и разрешение - не менее 640 на 480 точек;
  • при работе со стационарным ПК - диагональ экрана - не менее 17'' и разрешение - не менее 800 на 600 точек.

    Быстродействие вывода информации. Этот параметр критичен для приборов с жидкокристаллическим (ЖК) экраном. Даже если прибор имеет хорошую производительность при съеме и обработке информации низкая скорость вывода информации может свести все преимущества прибора на нет. Особенно сильно проблемы ЖК-экранов проявляются при низких температурах окружающего воздуха. К сожалению, альтернативы применению ЖК-экранов пока нет и эта проблема пока полностью не решена.

    Также проблемы ЖК экранов проявляются в виде «отсвечивания» и «недостатка яркости» при работе на открытом воздухе.

    Возможности по управлению отображением сигнала. Удобство работы с осциллографом существенно увеличивается, если программным обеспечением предусмотрены функции изменения горизонтальных (временных) и вертикальных (амплитудных) разверток в широком диапазоне значений, масштабирования, автомасштабирования, перемещения осциллограмм сигналов, автоматической расстановки осциллограмм на экране, возможности развертывания осциллограммы на весь экран (в том числе со скрытием панелей меню) и пр.

    Возможности анализа сигнала. Возможности по анализу сигнала представляют собой, например, возможность использования измерительных меток (маркеров) - диагност выбирает определенную точку или точки осциллограммы и получает информацию о значении амплитуды сигнала в выбранной точке. Маркеров может быть и несколько - например, задав две точки диагност может получить информацию не только об амплитудах сигнала в этих точках и разнице между ними, но и о продолжительности временного промежутка между точками. Например, с помощью этой возможности можно по осциллограмме напряжения в цепи форсунки определить длительность периода открытого состояния форсунки (длительность впрыска), так как во многих осциллографах штатно режим измерения этого параметра не предусмотрен.

    Особенности осциллографа зажигания. По основным параметрам осциллограф зажигания ничем не отличается от универсального осциллографа (во многих приборах деление на «модуль универсального осциллографа» и «модуль осциллографа зажигания» вообще условно и обработкой сигналов и первого и второго занимаются одни и те же цепи). Основных особенностей три:

  • учитывая быстротекучесть процессов в системе зажигания, для осциллографа зажигания крайне критичным является параметр «частота дескритизации» - рекомендуется, чтобы при просмотре одного канала вторичного напряжения этот параметр был не ниже 200-300 кГц. Основной проблемой, которая может проявиться при просмотре осциллограммы при меньшей частоте выборки будет невозможность точно зафиксировать пиковое напряжение (показания будут всегда заниженными). К сожалению, для удешевления приборов зачастую приходиться идти на использование относительно более дешевых АЦП (аналогово-цифровых преобразователей) с меньшей частотой дискретизации, что вызывает описанные проблемы;
  • для работы с системой зажигания требуется использование специальных датчиков, а также каналов, предусматривающих их подключение. Для синхронизации от высоковольтного сигнала во вторичной цепи используется индуктивный датчик. Для непосредственно снятия осциллограмм высоковольтных сигналов используются разные типы датчиков в зависимости от особенностей различных систем зажигания. В системах с доступными высоковольтными проводами (традиционная система, система DIS), как правило, используют накладные емкостные датчики. Для систем «катушка на свече» (COP) и систем «катушка в распределителе» (CID) используют специализированные датчики.
  • для полноценной работы с системой зажигания требуется поддержка со стороны программного обеспечения осциллографа - дополнительные функции по графическому представлению осциллограмм (режимы растр, парад, наложение и пр.) и вывод основных параметров системы зажигания (напряжения пробоя, напряжения горения, длительности горения, длительности периода накопления энергии, угла опережения зажигания (УОЗ), угла замкнутого состояния контактов (УЗСК) и пр.). Для этого требуется поддержка со стороны программного обеспечения осциллографа - именно наличие такой поддержки отличает автомобильный осциллограф от лабораторного. При покупке прибора ознакомьтесь с документацией и выясните, какие специфические функции по работе с системой зажигания поддерживает прибор.

    Функции по графическому представлению осциллограмм системы зажигания заключаются, прежде всего, в поддержке различных режимов вывода осциллограммы сигналов первичной и вторичной цепи:

  • Режим «Один цилиндр» - отображается осциллограмма первичного и/или вторичного напряжения по одному выбранному цилиндру. Осциллограмму выбранного цилиндра можно изучить досконально. При выводе осциллограмм как первичной, так и вторичной цепи можно сделать вывод о локализации неисправности. Но отсутствует возможность сравнения осциллограмм разных цилиндров между собой.

  • Режим «Парад» - отображаются осциллограммы первичного или вторичного напряжения всех цилиндров с расположением в ряд, друг за другом. При этом, прежде всего, удобно сравнение амплитудных параметров (величин напряжения) по цилиндрам - напряжения пробоя, напряжения горения и пр.

  • Режим «Растр» - отображаются осциллограммы первичного или вторичного напряжения всех цилиндров с расположением в столбец, друг над другом. При этом удобно сравнивать временные величины по цилиндрам (время накопления энергии, время горения и пр.), а также формы осциллограмм.

  • Режим «Наложение» - отображаются осциллограммы первичного или вторичного напряжения всех цилиндров с расположением друг на друге. При этом сразу видно, осциллограмма какого из цилиндров существенно отличается от других.

    При этом во всех режимах, современный автомобильный осциллограф зажигания, дает диагносту подсказку - какая осциллограмма к какому цилиндру относится.

    Вывод основных параметров системы зажигания не менее важен. Еще важнее - их анализ и форма представления. Современные мотор-тестеры позволяют по каждому параметру отследить минимальные, максимальные и средние значения, а также сравнить различные параметры между цилиндрами представив их в максимально удобной для диагноста форме - например, в форме гистограмм (столбиковых диаграмм).

    Также у разных приборов могут отличаться методики измерения и/или расчета различных параметров - например, для определения угла опережения зажигания прибору требуется определить момент импульса зажигания в определенном цилиндре (во всех приборах определяется одинаково с помощью индуктивного датчика), а также момент верхней мертвой точки (ВМТ) - а вот он может быть определен либо с помощью стробоскопа, либо с помощью снятия сигнала с датчика положения коленчатого вала, либо с помощью датчика давления, вкручиваемого в цилиндр вместо свечи).

    Здесь перечислены все основные параметры, значимые при выборе автомобильного осциллографа или мотор-тестера, включающего автомобильный осциллограф, прочие параметры имеют значение лишь при сравнении осциллографов лабораторного назначения.

    Примечание. Строго говоря, еще осциллографы бывают цифровыми, аналогово-цифровыми и аналоговыми. Но аналогово-цифровые и аналоговые приборы в сфере автомобильной диагностики уже не применяются - соответственно рассмотрение этого критерия неактуально.

    III. ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МОТОР-ТЕСТЕРНЫХ РЕЖИМОВ ДИАГНОСТИКИ

    Специальные мотор-тестерные режимы (иногда этот «блок» мотор-тестера еще называют анализатор цилиндров) - это главное, что, как уже говорилось выше, отличает мотор-тестер от автомобильного осциллографа. В частности это тесты:

  • Тест «Баланс мощности по цилиндрам» - служит для оценки вклада каждого цилиндра в работу двигателя и выявления неработающего цилиндра или цилиндра, работающего существенно хуже остальных;

  • Тест «Относительная компрессия» - служит для оценки относительной герметичности надпоршневого пространства по цилиндрам;

  • Тест «Эффективность цилиндров» («Неравномерность вращения») - при установившейся работе двигателя прибор анализирует изменение временного промежутка между сигналами зажигания (которое зависит от вклада каждого цилиндра во вращение коленчатого вала);

  • Тест «Давление в цилиндре» - в какой-либо из цилиндров вместо свечи вкручивается датчик давления. По снятой осциллограмме пульсаций давления в цилиндре, при наложении на нее сетки нормативных фаз открытия и закрытия клапанов определяется правильность работы газораспределительного механизма;

  • Тест «Прокрутка» - двигатель прокручивается стартером, запуск двигателя блокирован. Во время прокрутки определяются обороты, минимальное и среднее напряжение бортсети, стартерный ток (при наличии токовых клещей);

  • Тест «Запуск» - производиться запуск двигателя. Во время запуска определяются обороты, минимальное и среднее напряжение бортсети, стартерный ток (при наличии токовых клещей), время запуска;

  • Тест «Разгон» - определяется время набора двигателем оборотов с одного значения до другого;

  • Тест «Баланс индикаторной мощности" (иногда его называют "Разгон-Выбег») подразделяется на два теста - тест «Составляющая механических потерь баланса индикаторной мощности» и тест«Эффективная составляющая баланса индикаторной мощности». Индикаторная мощность - это мощность, полученная от сгорания топлива в цилиндрах. К сожалению, использовать ее полностью невозможно - так как часть мощности расходуется на преодоление сил трения и пр. Эти потери мощности составляют «механические потери», а то, что осталось, составляет «эффективную мощность». Составляющая механических потерь определяется как отношение мощности механических потерь к индикаторной мощности. Эффективная составляющая определяется как отношение эффективной мощности к индикаторной мощности (фактически это механический КПД (коэффициент полезного действия) двигателя) - для современных автомобильных двигателей, как правило, не превышает 0,70-0,85 (70-85%).
    При диагностировании мотор-тестером (без применения мощностного стенда и глубоких ходовых испытаний) эти параметры определяются условно и приближенно через обсчет времени ускорений и замедлений (в микроциклах разгона-выбега) коленчатого вала в районе определенных заданных оборотов;

  • Тест «Разрежение во впускном коллекторе». Для получения данных разрежения (давления) во впускном коллекторе к мотор-тестеру подключается специальный датчик давления-разрежения. Первый вариант теста дает возможность просмотреть значение разрежения во впускном коллекторе при работающем двигателе и по его колебаниям сделать вывод о работе клапанов. Но в принципе это можно сделать и без мотор-тестера с помощью существенно более дешевого прибора - вакуумметра.
    Однако, использование мотор-тестера или автомобильного осциллографа открывает новые возможности данной методики - можно детально анализировать осциллограмму изменения давления в привязке к отдельным цилиндрам (этот тест проводиться как при запущенном двигателе, так и при прокрутке двигателя стартером). Соответственно, можно судить уже не об общем состоянии системы газораспределения, а о состоянии клапанов конкретных цилиндров.

  • Тест «Давление в выпускной системе». Тест проводиться с использованием таких же датчиков, как и предыдущий. Тест помогает выявиться неработающий или плохо работающий цилиндр, а также оценить работу выпускных клапанов на двигателе, имеющим любое количество цилиндров (в этом главное преимущество этого теста перед тестом «Баланс мощности по цилиндрам»). Тест также проводиться как при запущенном двигателе, так и при прокрутке двигателя стартером;

  • Тест «Давление картерных газов». Тест проводится с использованием таких же датчиков, как и предыдущие. В процессе выполнения теста отслеживаются пульсации давления картерных газов в привязке к работе (тактам сжатия и рабочего хода) отдельных цилиндров. Чем больше увеличивается давление при работе цилиндра - тем больше газов прорывается из надпоршневого пространства - следовательно, у данного цилиндра хуже состояние поршневых колец и/или стенок поршня;

  • Тест «Опережение зажигания» - позволяет построить график зависимости угла опережения зажигания от оборотов двигателя. Тест позволяет оценить работу центробежного и вакуумного регуляторов в классической системе зажигания.

 

    Это далеко не полный перечень тестов, которые могут предложить современные мотор-тестеры диагносту. Однако, конечно же, пока не существует приборов, которые предлагают диагносту выполнение всех перечисленных тестов - но это лишь вопрос времени, так как у всех современных приборов постоянно обновляется программное обеспечение, а список опций пополняется необходимыми датчиками.

    Иногда на рынке предлагаются приборы, выполняющие часть из приведенных тестов, но вообще не имеющие функции осциллографа - вряд ли такие приборы можно назвать мотор-тестерами.

    IV. СПРАВОЧНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Справочные функции, выполняемые мотор-тестерами, можно разбить на три части:

  1. Справка по использованию самого прибора (какие датчики прибора для чего служат, как включить тот или иной режим, как масштабировать осциллограмму, как сохранить осциллограмму в файл и т.п.) - как правило, содержится в самом программном обеспечении прибора и/или отдельном печатном руководстве - ознакомиться с ним достаточно один раз и позже обращаться к нему редко, при необходимости.
  2. Справочная база по устройству и диагностике автомобилей. У мотор-тестеров, выполненных в виде отдельных приборов без привязки к ПК, такая база, как правило, либо отсутствует, либо крайне скудна. У приборов на базе ПК такая база есть практически всегда и входит в комплект поставки. Что она должна содержать:
    • фотографии с подсказками мест подключения прибора на различных моделях двигателей;
    • основные технические характеристики автомобилей - порядок работы цилиндров, компрессия и пр.;
    • эталонные осциллограммы первичной и вторичной цепей зажигания разных типов, эталонные осциллограммы с различных датчиков, эталонные осциллограммы в цепях различных исполнительных устройств;
    • электрические схемы.

    Однако придется Вас огорчить - этот список далеко не вся информация, необходимая в процессе диагностики и ремонта и даже в рамках этого относительно скромного списка по всем автомобилям информация не представлена ни в одном из существующих на рынке приборов. Поэтому при работе не обойтись без использования прочих информационных баз данных. И здесь, как уже говорилось, проявляется преимущество мотор-тестеров на базе ПК, так как информационные базы могут быть установлены на тот же самый компьютер, использоваться параллельно с программным обеспечением мотор-тестера и всегда быть «под рукой».

     

  3. Экспертная система - это специализированное программное обеспечение, позволяющее частично автоматизировать процесс диагностики. В идеале, при работе с экспертной системой «диагносту» (специально в кавычках) достаточно иметь минимальный уровень знаний и работать только «на подхвате» исполнителем у «умного» компьютера - ввести внешние признаки неисправности, по команде системы последовательно подсоединять указанные датчики в указанные места и в конце процесса анализа системой полученных данных (измерений может быть несколько) заменить неисправный (по мнению системы) компонент (так называемая «ведомая диагностика» - guided fault finding). Прообразы таких систем уже предлагаются с некоторыми моделями мотор-тестеров и сканеров (как правило, это дилерские приборы - например диагностический комплекс VAS для VW-Audi). Куда уйдет технический прогресс через 10-20 лет мы не знаем - нельзя однозначно исключать, что описанное станет реальностью.
    На сегодняшнем уровне развития, систем, позволяющих полностью заменить человека на этапе анализа данных и принятия решений, даже при диагностике одной марки (и даже модели) автомобиля, не существует. Поэтому если кто-то Вам предлагает такой чудо-прибор - советуем держаться от таких поставщиков и приборов подальше.

    V. ЯЗЫК ИНТЕРФЕЙСА

    Почти все поставляемые на сегодняшний момент приборы имеют как русскоязычный, так и англоязычный интерфейс. Однако, если выбранный Вами прибор не имеет русскоязычного интерфейса отчаиваться не стоит - в отличие от сканера, непосредственно при работе с интерфейсом мотор-тестера понадобиться знание буквально 30-50 терминов (без учета справочных приложений), которые нетрудно запомнить.

    Однако, все-таки рекомендуем подтянуть английский на более высокий уровень - так как при работе с мотор-тестером, также как и при работе со сканером, не обойтись без использования информационных баз данных - которые в большинстве своем на английском языке. Для помощи в освоении англоязычного интерфейса и англоязычных баз данных рекомендуем использовать электронный словарь.

    В общем, мы бы не рекомендовали рассматривать этот параметр как основной при выборе прибора.

    VI. ВОЗМОЖНОСТЬ СОПРЯЖЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРОМ

    Даная возможность может существенно расширить функции мотор-тестера за счет более комплексного подхода к диагностике. Полезно взаимодействие мотор-тестера с:

  • газоанализатором - в приборах с высокой степенью интеграции, диагност может просматривать данные с газоанализатора непосредственно в программе мотор-тестера, а также данные газоанализатора используются в тесте «Баланс мощности по цилиндрам»;
  • сканером. Здесь, прежде всего, полезна организация комплексной работы сканера в режиме просмотра текущих параметров и мотор-тестера (точнее его осциллографической части) в режиме просмотра осциллограммы с соответствующих датчиков. Такой режим реализован, например, в приборе Carman Scan VG. После выхода сканера Scandoc реализация такого режима также планируется при работе со связкой приборов MotoDoc-II + Scandoc.

    Также взаимодействие между несколькими приборами полезно, если есть возможность подготовки сводного отчета о диагностических операциях (как для диагноста, так и для клиента), включающего данные с нескольких приборов.

    VIII. УДОБСТВО РАБОТЫ

    Здесь, кроме упоминавшегося выше размера экрана, можно отметить все эргономические параметры прибора - удобство расположения кнопок управления, удобство интерфейса, удобство датчиков, наличие пульта дистанционного управления и пр.

    IХ. ПРОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ

  • Возможности по документированию и учету как процесса выполнения всех диагностических операций, так и конечных результатов;
  • Качество изготовления прибора, датчиков, кабелей, программного обеспечения;
  • Наличие и степень устойчивости встроенной защиты от неправильного подключения и/или неправильного использования ПО («защиты от дурака»);
  • Наличие и условия обновлений;
  • Необходимость, периодичность и стоимость обслуживания, настройки, калибровки, поверки и пр. прибора;
  • Гарантийное и послегарантийное обслуживание.

     

    X. ЦЕНЫ И КОМПЛЕКТАЦИЯ

    Здесь хочется дать несколько рекомендаций:

    1. Сразу определитесь с бюджетом. Следует заметить, что, покупка самого дорогого прибора из выделенной суммы не означает получение возможностей, максимально соответствующих Вашим требованиям.

    2. При выборе прибора сравнивайте функции, состав и цену базовых комплектаций, а также цены дополнительных опций с учетом дополнительных возможностей, которые они дают. В дополнительные опции, как правило, входят:

  • датчики и кабели для работы с современными системами зажигания (DIS, COP, CID);
  • датчики и кабели для осуществления специальных мотор-тестерных режимов - например, токовые клещи для получения осциллограммы стартерного тока (требуется при работе с тестом «Относительная компрессия»);
  • датчики для измерения неэлектрических величин - например, разрежения во впускном коллекторе;
  • приспособления для удобного доступа к электрическим цепям - различные прокалыватели проводов, разветвительные переходники для доступа к сигналам блоков управления, комплекты щупов и пр.

Резюме

1. Мотор-тестер или автомобильный осциллограф - настолько же необходим на диагностическом посту, как и сканер.

2. Использование для диагностики неавтомобильного (лабораторного) осциллографа неоправданно - так как в этом случае возникает как решаемая проблема доукомплектования необходимыми датчиками, так и нерешаемая проблема отсутствия поддержки необходимых функций анализа систем зажигания и пр.

3. Многие из «традиционных» специальных мотор-тестерных режимов диагностики («Баланс мощности по цилиндрам», «Относительная компрессия») становятся неприменимыми для использования на современных системах зажигания - следовательно, наличие их поддержки в приборах становиться менее критичным. При этом появляются новые методики, использование которых существенно упрощает работу.

4. Использование (да и выбор при покупке) мотор-тестера требует большей квалификации персонала, чем использование сканера (условно). А использование автомобильного осциллографа (или осциллографической части мотор-тестера) - большей квалификации, чем использование максимально автоматизированных специальных мотор-тестерных режимов.

 

Материал этой статьи взят c сайта www.ardio.ru с согласия автора - Виснапа Кирилла Николаевича. Ссылка на первоисточник: http://www.ardio.ru/mtesters.php.

 

 

 

vkontakte facebook twitter
social-icon
social-icon